Главная | Мой профиль | Выход | RSS | Пятница, 26.04.2024, 14:44 |
Физика-light? | |
Вы вошли как Гость Группа "Гости" |
|
Пояснительная записка к Пропедевтическому курсуСодержание курса
Тема I. Введение Природа Тела и вещества Что изучает физика Что изучает химия Научный метод Лабораторное оборудование Измерительные приборы. Измерения Тема II. Тело и вещество Форма, цвет, объем, запах Состояния вещества Масса. Температура Строение вещества Движение частиц вещества Взаимодействие частиц вещества Частицы вещества и состояния вещества Строение атома Химические элементы Вещества простые и сложные Кислород. Водород. Вода. Растворы и взвеси Плотность Тема III. Взаимодействие тел К чему приводит действие одного тела на другое? Сила Действие рождает противодействие Всемирное тяготение Деформация Сила упругости Условие равновесия тел Измерение силы Трение Электрические силы Магнитное взаимодействие Давление Давление в жидкостях и газах Давление на глубине Сообщающиеся сосуды Действие жидкости на погруженное в них тело Тема IV. Физические и химические явления Механические явления Механическое движение Путь и время Скорость Относительность механического движения Звук. Распространение звука Тепловые явления Тепловое расширение Плавление и отвердевание Испарение и конденсация Теплопередача Электромагнитные явления Электрический ток Источники тока. Напряжение Сила тока Проводники и диэлектрики Электрические цепи Последовательное и параллельное соединения Тепловое действие тока Магнитное действие тока Химическое действие тока Световые явления Источники света Свет и тень Отражение света Зеркала и их применение Преломление света Линза Оптические приборы. Глаз и очки Цвет Химические явления Химические реакции Закон сохранения массы Реакции соединения и разложения Оксиды Кислоты Основания Соли Углеводы Жиры Белки Крахмал Природный газ и нефть Тема V. Человек и природа Земля – планета Солнечной системы Древняя наука – астрономия В мире звезд Названия созвездий Карта звездного неба Солнце Луна – естественный спутник Земли Космические исследования Земля – место обитания человека Литосфера, мантия, ядро Гидросфера Исследования морских глубин Из истории судостроения Атмосфера. Барометры. Влажность. Гигрометр и психрометр Атмосферные явления Из истории развития авиации Воздухоплавание Человек дополняет природу Механизмы Механическая работа Энергия. Источники энергии Тепловые двигатели Двигатели внутреннего сгорания Электростанции Автоматика в нашей жизни Радио и телевидение Наука сегодня Материалы для современной техники Искусственные кристаллы Полимеры Химические волокна Каучук и резина Беречь природу Загрязнение окружающей среды Наука и безопасность людей Контроль за состоянием атмосферы Экономия ресурсов Использование новых технологий Цели курса
• РАЗВИВАЮЩАЯ ЦЕЛЬ • развитие прежде всего мыслительных навыков • ПРОПЕДЕВТИЧЕСКАЯ ЦЕЛЬ • подготовка школьников к восприятию всего естественнонаучного цикла дисциплин • ОБУЧЕНИЕ ЯЗЫКУ НАУКИ • научить детей наблюдать явления и переводить результаты наблюдения на язык понятий • ФОРМИРОВАНИЕ ИНТЕРЕСА К ПОЗНАНИЮ • создание устойчивой потребности в самообразовании, саморазвитии. • СОЗДАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ ЛИЧНОСТИ • создания на учебных занятиях ситуации обучающего и воспитывающего общения Задачи курса
• формирование научной картины мира • подведение к пониманию причинно-следственных связей • предварительное знакомство с языком и методами физики • подготовка к сознательному усвоению систематического курса физики Специфика форм и методов работы с учащимися
• Обучение ведется в диалоговой форме • Большое количество практических работ • Занятия отвечают возрастным особенностям учащихся • Все задания формулируются в живой увлекательной форме • Большое внимание уделяется речевой деятельности • Предлагаются задания и исследовательского характера Структура курса
Курс состоит из модулей, охватывающих основные разделы физики и химии, изучаемые в средней школе. Начинается изучение курса со знакомства с предметом, постановки задач и целей изучения физики и химии, с научным методом исследования природы. Далее происходит ознакомление с лабораторным оборудованием, определение способов и методов измерений. Логика изложения материала соответствует усложнению материала: вначале рассматривается строение вещества, на его основе взаимодействие тел (механическое, электрическое, магнитное). Затем отдельно рассматриваются физические явления (механические, тепловые, электромагнитные, световые) и химические явления (неорганические и органические вещества и соединения). Заканчивается изучение курса основными сведениями из астрономии, сведениями о Земле как месте обитания человека, основами экологических знаний, а также сведениями об основных технических изобретениях человека. Каждый модуль делится на темы, сопровождается большим количеством лабораторных работ, задач, заданий для самостоятельного размышления и выполнения, где необходимо есть подсказки. Самое важное выделено в тексте жирным шрифтом, в конце параграфа часто делается общий вывод или подводится итог. Формулы выделены рамками. В тексте имеются большие поля, на которых представлены рисунки, поясняющие текст. Нужно отметить большое количество и высокое качество иллюстративного материала. Шрифт достаточно крупный, легко читается, сразу выделяется главное. Имеются примеры решения и оформления задач. Материал изложен доступно, уровень сложности невысокий. Своеобразие целей и задач курса обуславливают специфику форм и методов работы с учащимися. Обучение физики в 5-6 классах ведется в диалоговой форме. Большинство сведений и представлений учащиеся получают в ходе самостоятельной деятельности, организуемой учителем. В курсе физики 5-го класса предусмотрено большое количество практических работ. С учетом возрастных особенностей детей все задания формулируются в живой увлекательной форме, в виде сказок, загадок и т.д. В условия задачи включаются герои сказок, мультфильмов. Для выполнения домашнего задания предлагаются задания с элементами конструирования. Например: изготовить простейшие весы, термос, электроскоп. В курсе используются разнообразные дидактические игры для текущего и итогового контроля усвоения знаний. Такая форма контроля способствует снятию тревожности, созданию более комфортных условий на уроке для ребенка, раскрытию его способностей и применению полученных им знаний в предложенной ситуации. Методические разработки
Содержание пропедевтического естественнонаучного образования предусматривает не только систему знаний, но и структуру познавательной деятельности, общей для естественнонаучных предметов. Такого рода деятельность может быть сформирована на основе адекватной системы умений. К таким умениям относятся умение наблюдать, проводить измерения, ставить опыты, проводить эксперимент, работать с учебной и дополнительной литературой, решать задачи. В настоящее время в педагогике придается большое значение формированию у школьников обобщенных познавательных умений и компетенций. Формирование таких умений можно осуществить при реализации единого подхода к формированию умений в преподавании различных естественнонаучных дисциплин. |
|
Copyright MyCorp © 2024 |
Бесплатный хостинг uCoz |