Статистика |
---|
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Методы научного познания
Откуда берутся научные знания? Накапливаются постепенно, уточняются, пересматриваются. Пример: до 16 века – геоцентрическая система мира Птолемея; несоответствие в движении планет расчетном и наблюдаемом привело к появлении более простой системы – гелиоцентрической – Коперника. Зачем нужны научные знания? Для развития производства, для улучшения качества нашей жизни. Научные знания меняют образ жизни, мировоззрение, культуру. Кто развивает науку? Достижения науки – плод напряженного труда многих ученых: Циолковский – теория космических полетов; Королев – создание спутника и космического корабля; Гагарин – первый космонавт; Менделеев – периодическая система химических элементов (дала возможность понять строение атома); Курчатов – использование ядерной энергии; Басов и Прохоров – изобретение лазера; Алферов – полупроводники (используются в компьютере); Гинзбург – сверхпроводимость. Разделы физики: механика; термодинамика и молекулярная физика; электродинамика; квантовая физика. В школе изучаются основы науки для: Применения в практической жизни; Понимания устройства мира; Продолжения образования. Физика изучает простейшие и наиболее общие свойства материального мира и является фундаментом других наук: астрономии, химии, биологии, геологии и др. Физика связана с математикой, т.к. математика - Дает возможность точно характеризовать физические явления с помощью физических величин; Представлять зависимости между физическими величинами с помощью формул; Позволяет предвидеть неизвестные явления. Метод научного познания. Как же получить знания об окружающем мире? Итальянский физик Галилео Галилей предложил метод научного познания, который состоит из этапов: 1. Наблюдение явлений с помощью органов чувств и приборов; Пример: m~V, следовательно, жидкие и сыпучие продукты можно измерять в единицах массы или объема. 2. Накопленные факты позволяют сформулировать проблему о связи явлений. Пример: - при каких условиях вещество может находиться в различных агрегатных состояниях? - почему при переходе в другое агрегатное состояние меняются свойства вещества? - почему газы сжимаются, а жидкости и твердые тела – нет? 3. Выдвижение гипотезы – предполагаемого суждения о закономерной связи явлений. Пример: гипотеза о дискретном строении вещества. 4. Создание научной теории на основании гипотезы: Позволяет объяснить совокупность наблюдаемых явлений; Предвидеть новые явления; Предсказывать ход их развития. Пример: МКТ – вещество находится в различных состояниях в зависимости от расстояния между молекулами и сил связи между ними. Гипотезы и теории не всегда бывают верны. Пример: теория теплорода – особой жидкости, при перетекании которой происходит нагревание или охлаждение тел. Кинетическая теория теплоты (Ломоносов) – теплота отражает внутреннее вращательное движение частиц тела. 5. Экспериментальная проверка гипотезы – специально поставленный опыт. Существуют частные методы познания:
Экспериментальные Наблюдение Измерение Экспериментальная проверка эмпирических законов
| Теоретические Обобщение наблюдений Выдвижение гипотез Математическая и графическая обработка данных эксперимента Их осмысление (интерпретация)
|
|
Календарь |
---|
« Апрель 2024 » | Пн | Вт | Ср | Чт | Пт | Сб | Вс | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 | 16 | 17 | 18 | 19 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 | 28 | 29 | 30 |
|
|